Новости
(Москва, 22–26 августа 2022 г.)
В соответствии с приказом Минюста России от 18.11.2021 № 214/1-1 «Об утверждении плана проведения научно практических конференций и семинаров государственных судебных экспертов федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации на 2022 год», с 22.08.2022 по 26.08.2022 на базе ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России сотрудниками лаборатории судебной автотехнической экспертизы был проведен семинар «Судебная автотехническая экспертиза: новые объекты исследования».
На семинаре присутствовали представители 28 СЭУ Минюста России: РФЦСЭ, Приволжский РЦСЭ, Северо-Западный РЦСЭ, Средне-Волжский РЦСЭ, Уральский РЦСЭ, Воронежский РЦСЭ, Архангельская ЛСЭ, Башкирская ЛСЭ, Брянская ЛСЭ, Волгоградская ЛСЭ, Забайкальская ЛСЭ, Ивановская ЛСЭ, Калининградская ЛСЭ, Омская ЛСЭ, Орловская ЛСЭ, Оренбургская ЛСЭ, Пензенская ЛСЭ, Пермская ЛСЭ, Приморская ЛСЭ, Самарская ЛСЭ, Саратовская ЛСЭ, Тамбовская ЛСЭ, Томская ЛСЭ, Тюменская ЛСЭ, Ульяновская ЛСЭ, Челябинская ЛСЭ, Читинская ЛСЭ, Якутская ЛСЭ.
В работе также приняли участие сотрудники ФГКУ ЭКЦ МВД России, НИИ Республиканского центра судебной экспертизы им. Х. Сулаймановой при Министерстве юстиции Республики Узбекистан, главного управления криминалистических экспертиз центрального аппарата Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, Республиканского центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Донецкой Народной Республики, Государственное учреждение Луганской Народной Республики «Республиканский центр судебных экспертиз», представители Палаты судебных экспертов имени Ю.Г. Корухова «СУДЭКС», МАДИ, ООО «Центр экономических и технических экспертиз», ООО «СЭТ», ООО «ДАТ-Рус».
Более 100 слушателей присоединились к встрече в онлайн режиме.
Целью семинара являлось обсуждение особенностей производства судебных автотехнических экспертиз в связи с появлением новых объектов исследования.
Участники рассмотрели актуальные проблемы теории и практики судебных автотехнических экспертиз, назначаемых в уголовном и гражданском процессах. Выступления затрагивали темы анализа различных объектов и инструментов исследования: электронных блоков управления автомобиля, видеозаписей, программ моделирования дорожно-транспортных происшествий (ДТП), фотографий следов на транспортных средствах и месте происшествия, фаз светофорного регулирования, особенностей оценки действий пешеходов и многие другие.
Особое внимание уделялось применению аппаратно-программных комплексов, позволяющих считывать информацию о ДТП с электронных блоков управления автомобиля, а также исследованиям видеозаписей с целью анализа движения транспортных средств на перекрёстках.
В ряде докладов рассматривались особенности производства экспертиз, связанных с исследованием неисправностей двигателей внутреннего сгорания, и примеры оформления такого рода заключений эксперта. Активное обсуждение вызвали доклады о судебно-экспертной оценке действий участников дорожного движения требованиям пунктов 6.14 и 14.1 Правил дорожного движения РФ.
Докладчики обратили внимание на необходимость выполнения поставленных перед экспертами задач в пределах их компетенции.
Принято решение подготовить «Методические рекомендации по решению вопроса о соответствии действий водителя требованиям п. 6.14 Правил дорожного движения РФ в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» с включением в них типовых примеров исследования дорожных ситуаций, связанных с проездом перекрестков на желтый сигнал светофора, а также «Методические рекомендации по решению вопроса о соответствии действий водителя требованиям п. 14.1 Правил дорожного движения РФ в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России» с включением в них типовых примеров исследования дорожных ситуаций, связанных с проездом нерегулируемых пешеходных переходов.
По завершении заключительного дня семинара, посвященного подведению итогов в формате «круглого стола», выработаны рекомендации по развитию судебной автотехнической экспертизы в современных условиях.