Сертификация в судебной экспертизе

В целях обеспечения развития теории и практики судебной экспертизы, практической реализации принципов состязательности и равноправия сторон в современном судопроизводстве идет постоянный процесс внедрения инновационных форм и методов использования специальных знаний.

Вместе с тем, одной из нерешенных остается проблема длительных сроков судопроизводства, что нарушает права граждан на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, в соответствии с требованиями ст.6 Европейской конвенции о защите прав человека. Многочисленные обращения граждан в различные инстанции с требованиями сократить сроки судопроизводства отражают растущее социальное напряжение общества в этой сфере.

В решении этой задачи важное значение имеет минимизация сроков производства судебных экспертиз, результаты которых активно используются в целях установления с помощью специальных знаний фактических обстоятельств как в уголовных, так и гражданских делах. Поэтому несоответствие ограниченных возможностей государственных судебно-экспертных учреждений (ГСЭУ) Российской Федерации, в т.ч. СЭУ Минюста России, растущим потребностям судебно-следственных органов в производстве судебных экспертиз вызвало резкий рост количества негосударственных (частных) судебных экспертов, а также негосударственных экспертных организаций. Суды и следователи для обеспечения разумных сроков судопроизводства все чаще вынуждены обращаться к данным субъектам судебно-экспертной деятельности с соответствующими определениями и постановлениями о назначении судебных экспертиз.

Как известно, действующее законодательство предусматривает беспрепятственное привлечение к производству судебных экспертиз не только государственных судебных экспертов, но и иных лиц, обладающих специальными знаниями, т.е. частных судебных экспертов, а также негосударственных экспертных организаций. Однако, в отличии от всех других стран мира, судебно-экспертная деятельность в нашей стране не лицензируется. Таим образом, за подготовку государственных судебных экспертов отвечает соответствующий федеральный орган исполнительной власти согласно ст.11 Федерального закона от 31.05.2001 № ФЗ-73 «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации») (далее ФЗ-73). Деятельность же частных экспертов не имеет каких-либо механизмов регулирования и обеспечения ее качества.

В связи с этим судья (следователь), как правило, испытывает объективные трудности с оценкой компетентности частных экспертов, с оценкой достоверности используемых экспертных методик и полученных результатов. Довольно часто указанная ситуация разрешается назначением повторной экспертизы. Например, в СЭУ Минюста России эти повторные экспертизы после частных экспертов в большинстве своих случаев завершаются с противоположными выводами. Очевидно, что данная ситуация значительно удлиняет сроки рассмотрения дел и увеличивает внеплановую загрузку ГСЭУ.

Все отмеченное выше свидетельствует об актуальности вопроса о механизме сертификации в области судебной экспертизы, поскольку только при наличии сертифицированных экспертных методик и единых квалификационных требований к экспертам соответствующих специальностей во всех экспертных учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности, либо форм собственности, становится реальной возможность получения достоверных результатов на основе всесторонних, объективных и полных исследований представленных вещественных доказательств.

Эта проблема давно решена за рубежом путем реализации двух основных принципов обеспечения качества судебно-экспертной деятельности – сертификации и аккредитации.

В связи с тем, что методы и средства судебной экспертизы предназанчены для установления фактических обстоятельств конретного уголовного, гражданского либо административного дела с помощью специальных знаний в области науки, техники, искусства и ремесла, то вопросы стандартизации и сертификации регулируются Федеральным законом от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – ФЗ-184). Относительно форм подтверждения соответствия в ст.20 данного закона установлен как обязательный характер подтверждения в форме обязательной сертификации, так и добровольное подтверждение соответствия в форме добровольной сертификации.

В перечень обязательной сертификации продукции, работ и услуг, утвержденный Постановлением Госстандарта России № 64 от 30.07.2002 г, методическое обеспечение судебной экспертизы не включено. Поэтому, в полном соответствии с ФЗ-184 в РФЦСЭ, как самостоятельном юридическом лице, была создана Система добровольной сертификации методического обеспечения (далее – Система).

В Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации (Госстандарт России) система зарегистрирована как «Система добровольной сертификации методического обеспечения судебной экспертизы - РОСC RU.В175.04ОЭ00 от 02.03.2005».

РФЦСЭ при Минюсте России определен Госстандартом как руководящий орган Системы и орган по сертификации. При проведении данной аккредитации РФЦСЭ учитывалось, прежде всего, наличие государственной аккредитации этой научной организации, лицензии на ведение образовательной деятельности, соответствующее содержание Устава РФЦСЭ (п.2.4. о правомочиях подготовки физических лиц по экспертным специальностям), ведомственная нормативная правовая база, регламентирующая сертифицируемую судебно-экспертную область.

Порядок деятельности Системы определяется разработанными и зарегистрированными в Государственном реестре соответствующие Правилами функционирования системы добровольной сертификации. Заявителем на сертификацию могут быть юридические или физические лица.

В рамках этой системы проводятся работы:

  • по испытанию и выдаче рекомендаций к использованию в экспертной практике методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы;
  • по оценке и подтверждению компетентности судебных экспертов в использовании методических материалов, методов и средств производства судебной экспертизы в рамках определенной экспертной специальности.

Объектами сертификации являются: экспертная методика (в т.ч. автоматизированная методика); методическое издание; учебные программы подготовки экспертов по экспертным специальностям, метод и средство судебной экспертизы.

Для регистрации участников Системы, а также выданных, приостановленных и отмененных сертификатов и соответственно организационно-методических документов Системы создан единый Реестр, который ведется документально, а также его электронная версия (в формате DOC) размещена в сети Интернет.

Система предназначена для проведения независимой квалифицированной оценки и подтверждения соответствия как методического обеспечения судебной экспертизы, так и компетентности судебных экспертов в рамках конкретной экспертной специальности требованиям Системы. Как показывает практика судопроизводства обеспечение открытого доступа судебно-следственных органов к сведениям о сертифицированных экспертах оказывает существенную помощь при выборе частнопрактикующего эксперта и оценке его профессиональных качеств.

Основная задача сертификации в Системе - повышение качества судебно-экспертной, научно-методической, образовательной, опытно-конструкторской и иных видов деятельности физических и юридических лиц, а также эффективности использования научно-технических достижений в области криминалистики и судебной экспертизы.

К сентябрю 2009 г. в указанной системе Сертификации прошли сертификацию компетентности уже более 1200 негосударственных судебных экспертов (по сравнению со всей численностью СЭУ Минюста России это составляет более 85 %) из 450 негосударственных экспертных учреждений по 10 родам и видам судебной экспертизы. Все финансовые средства, полученные РФЦСЭ при Минюсте России от проведения сертификации, в полном объеме перечисляются в федеральный бюджет в установленном порядке.

Достаточно часто субъекты судопроизводства обращают внимание, что государственные судебные эксперты различных ведомств не имеют сертификата соответствия Системы и обращаются за разъяснениями в РФЦСЭ. Указанное кажущееся противоречие снимается тем, что действующим законодательством (ст.ст. 12, 13 ФЗ-73), а также нормативными правовыми актами каждого органа исполнительной власти, имеющего ГСЭУ, в том числе Минюста России, установлены профессиональные и квалификационные требования к государственным судебным экспертам. В этих документах указан исчерпывающий порядок определения уровня профессиональной подготовки и аттестации на право самостоятельного производства судебных экспертиз. Каких-либо иных документов (сертификатов, аттестатов и пр.) или процедур для подтверждения компетентности и осуществления государственной судебно-экспертной деятельности не требуется. В связи с вышеуказанным, представляется, что выдача сертификатов Системы, например, работникам СЭУ Минюста России, не является необходимой. В случае увольнения работников из СЭУ Минюста России, они могут в соответствии с правилами Системы пройти сертификацию по конкретным экспертным специальностям

Выбранный подход к сертификации научно-методического обеспечения судебной экспертизы и компетенции судебных экспертов позволяет сегодня с высоким качеством решать сложные теоретические и практические задачи по использованию специальных знаний в судопроизводстве и использовать научно-обоснованные экспертные методики.

В связи требованиями международной аккредитации судебно-экспертных учреждений по стандарту ИСО/МЭК 17025 практический опыт по сертификации методического обеспечения судебной экспертизы в настоящее время предложен Гостехрегулированию в качестве основы для формирования Системы аккредитации судебно-экспертных лабораторий Российской Федерации и валидации судебно-экспертных методик.

Совершенствование Системы видится в практическом осуществлении комплекса мероприятий, направленных на повышение качества судебно-экспертной деятельности частнопрактикующих экспертов. В частности, в этих целях предусмотрен порядок проведения инспекционных контроля компетентности судебных экспертов, сертифицированных в Системе. Инспекционный контроль в соответствии с Правилами Системы (п.5.13) осуществляется в отношении всех сертифицированных экспертов с периодичностью, установленной по результатам сертификации (но не реже одного раза в два года). По результатам инспекционного контроля принимается одно из следующих решений:

  • подтверждение сертификата соответствия;
  • приостановление действия сертификата соответствия;
  • досрочное прекращение действия сертификата соответствия.

Первый опыт функционирования Системы показал, что большое значение в определении компетенции судебного эксперта, а также качестве его дальнейшей деятельности имеет базовое высшее профильное образование. В связи с этим Советом Системы было принято решение об утверждении Перечня специальностей высшего профильного образования для заявителей на сертификацию по конкретным экспертным специальностям.

Дальнейшее развитие Системы в Российской Федерации позволит освободить государственные СЭУ от значительного количества судебных экспертиз, которые являются непрофильными и, в первую очередь, связанные с оценочными задачами (почти 40% от всего объема экспертного производства). Высвобожденный ресурс будет направлен на решение экспертных задач по уголовным и гражданским делам, что значительно снизит загрузку государственных судебных экспертов и сроки производства экспертиз.

Таким образом, Система сертификации сегодня уже фактически стала весомым гарантом контроля компетентности частнопрактикующих экспертов, что позволяет минимизировать возможные экспертные ошибки, оказывает значительное влияние на снижение общих сроков судопроизводства и практически способствует проведению всесторонних и объективных экспертных исследований, реализации принципа состязательности сторон на высокопрофессиональной основе.

Все права принадлежат
РФЦСЭ при Минюсте России.