Новости

О проведении курсов повышения квалификации экспертов СЭУ Минюста России по специальности 16.1 «Исследование строительных объектов и территории, функционально связанной с ними, в том числе с целью проведения их оценки».

В г. Москве с 28.05. по 1.06. 2012 года Российским федеральным центром судебной экспертизы при Минюсте России был проведен Всероссийский научно-практический семинар «Актуальные задачи судебной автотехнической экспертизы». В работе семинара приняли участие эксперты из 47 судебно-экспертных учреждений Минюста России (всего 64 сотрудника), а также приглашенные специалисты по автотехнической экспертизе: заместитель начальника ФГКУ «ЭКЦ МВД России», полковник полиции Китайгородский Е.А., директор экспертной фирмы «Импульсана» (Литва), д.т.н., представитель фирмы Dr.Steffan Datentechnik GmbH (DSD) (разработчик программы по моделированию ДТП «PC-Crash») Митунявичус В.Л., директор ЭТЦ «Автотест» (г. Курган) Хоменко С.Е.

Программа семинара выполнена в полном объеме.
В работе семинара нашли отражение предложения по совершенствованию судебной автотехнической экспертизы (САТЭ).
Рассмотрены и обсуждены:
- современное состояния и перспективы развития САТЭ;
- актуальные вопросы САТЭ;
- правовые основы назначения и производства судебных автотехнических экспертиз и исследований;
- особенности назначения и производства САТЭ по гражданским делам;
- результаты обобщения экспертной практики производства САТЭ.

При обсуждении докладов и сообщений участники семинара определили следующие проблемы:
- недостаточность квалифицированных кадров – специалистов в области судебной автотехнической экспертизы, имеющих профильное образование;
- необходимость совершенствования существующих и разработка новых методик и методических рекомендаций по САТЭ, а также обеспечение необходимой справочной литературой по САТЭ;
- недостаточное количество необходимого оборудования и приборной базы в СЭУ Минюста России для проведения инструментальных исследований.

Состоялось конструктивное и содержательное обсуждение по всем рассматриваемым вопросам. С докладами выступили ведущие эксперты, руководители лабораторий и отделов САТЭ СЭУ Минюста России. Проведено секционное занятие для экспертов, имеющих экспертную специальность 13.4 «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и остаточной стоимости». В порядке оказания методической и практической помощи участникам семинара был передан в оцифрованном виде комплект специальной литературы, используемой в экспертной практике при производстве судебных автотехнических экспертиз, подготовленный ФБУ РФЦСЭ.

При подведении итогов семинара, в целях совершенствования практики производства судебных автотехнических экспертиз и ее методического обеспечения участниками семинара приняты следующие рекомендации:
- для повышения профессионального уровня экспертов-автотехников СЭУ Минюста России необходимо обратить особое внимание на эффективность процесса подготовки экспертов-автотехников, изыскать возможности для осуществления дополнительных форм обучения - проводить больше стажировок, обеспечить постоянный обмен опытом, ориентировать экспертов на интенсивное самообразование;
- в целях оперативного обмена опытом проводить не реже одного раза в три года семинар на базе региональных центров и лабораторий, имеющих значительный опыт проведения судебных автотехнических экспертиз;
- применение программного продукта по моделированию ДТП «PC-Crash» требует специальной подготовки, для чего необходимо проведение семинара по обучению на базе одного из региональных центров СЭУ Минюста России;
- продолжить практику выполнения актуальных тем НИР авторскими коллективами из ведущих экспертов СЭУ Минюста России;
- подготовить и представить на рассмотрение секции НМС по САТЭ:
«Методические рекомендации по производству САТЭ» (исп. ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России);
«Методические рекомендации по проведению следственного эксперимента» (исп. ФБУ Южный РЦСЭ Минюста России);
«Методические рекомендации по определению скоростей движения пешеходов» (исп. ФБУ Северо-Западный РЦСЭ Минюста России);
«Методические рекомендации по применению положений п. 14.1 ПДД РФ в экспертной практике» (исп. ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, ЭКЦ МВД РФ);
- переиздать пособие «Судебная автотехническая экспертиза» (ч. 1 и 2 изд. НИИСЭ МЮ СССР, Москва, 1980) с учетом изменений в законодательстве и современных методик, используемых при проведении экспертиз;
- в целях обеспечения методического единообразия завершить работу по созданию третьей редакции Методического руководства «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» (Методическое руководство для судебных экспертов). – М.: РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, 2009 (далее – МР), с учётом положений «Правил проведения независимой технической экспертизы транспортных средств»;
- включить в третью редакцию МР положения Правил установления размера расходов на материалы и запасные части при восстановительном ремонте транспортных средств (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. № 361) в части, не противоречащей практике производства судебных экспертиз;
- в третьей редакции МР дать разъяснения положениям Правил, вызывающих неоднозначное толкование, в частности разъяснить:
1. Порядок определения страны происхождения транспортного средства.
2. Положение п. 17 Правил применяется только при замене кузова ТС. Положение п. 21 применяется ко всем остальным деталям и узлам ТС, кроме шин, аккумуляторных батарей, пластмассовых деталей и деталей с нулевым износом.
- включить в третью редакцию МР частную методику по определению стоимости нормо-часа ремонтных работ;
- предложить региональным центрам СЭУ Минюста России организовать в рамках региональных НИР непрерывный мониторинг стоимости нормо-часа и материалов для окраски при ремонте ТС в регионах;
- проработать организационные возможности создания банка данных, используемых при производстве САТЭ, путем накопления и передачи информации, поступающей из подразделений СЭУ на специализированном закрытом для посторонних посетителей форуме в сети INTERNET;
- отмечая важность работы научно-методической секции по САТЭ для установления методического единообразия производства автотехнических экспертиз в СЭУ Минюста России, закрепить опыт широкого обсуждения актуальных проблем судебной автотехнической экспертизы с применением современных средств коммуникации, а также активного участия в работе секции представителей СЭУ Минюста России;
- одобрить предложенный ранее секцией НМС по САТЭ список экспертных специальностей (13.1-13.6), в том числе объединить экспертные специальности 13.4 и 19.3 в рамках специальности 13.4 (с добавлением в нее элементов транспортной трасологии, в части исследования причин возникновения и отнесения механических повреждений к дорожно-транспортному происшествию);
- разработать программы подготовки по отдельной специальности 13.6, позволяющей решать вопросы по выявлению дефектов, качеству сборки и ремонта транспортных средств и рекламациям;
- подготовить предложения по перечню оборудования для инструментальных исследований в рамках производства САТЭ и направить его в Минюст России для выделения средств и централизованной его закупки;
- итоги семинара обсудить в судебно-экспертных учреждениях Минюста России.

Все права принадлежат РФЦСЭ при Минюсте России.