Новости
О проведении Всероссийского семинара «Актуальные задачи автотехнической экспертизы: исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», проведенного на базе ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России
Федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на базе Федерального бюджетного учреждения Приволжский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в период с 27 мая по 29 мая 2015 года проведен Всероссийский семинар «Актуальные задачи автотехнической экспертизы: исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки» (далее – Семинар). Семинар проводился в соответствии с Планом проведения всероссийских семинаров по актуальным вопросам теории и практики судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации на 2015 год, утвержденным приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 11 ноября 2014 года № 217/1-1.
В работе семинара приняли участие эксперты из 54 судебно-экспертных учреждений Минюста России: РФЦСЭ, Воронежского, Дальневосточного, Приволжского, Средне-Волжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Сибирского, Уральского, Южного РЦСЭ, Алтайской, Архангельской, Башкирской, Брянской, Владимирской, Волгоградской, Вологодской, Дагестанской, Забайкальской, Ивановской, Иркутской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Краснодарской, Красноярской, Крымской, Курской, Мордовской, Мурманской, Омской, Орловской, Пензенской, Пермской, Приморской, Рязанской, Самарской, Саратовской, Тамбовской, Тульской, Томской, Тюменской, Ульяновской, Челябинской, Читинской, Чувашской, Якутской, Ярославской ЛСЭ Минюста России, Нальчикского филиала Северо-Кавказского РЦСЭ, Севастопольского филиала Крымской ЛСЭ, Псковского филиала Северо-Западного РЦСЭ, Пятигорского филиала Северо-Кавказского РЦСЭ, Оренбургского филиала Самарской ЛСЭ.
Всего в работе Семинара приняло участие 84 сотрудника СЭУ Минюста России, а также приглашенные специалисты по автотехнической экспертизе:
- Батыршин Т.Ф. - главный эксперт Центрального института судебной экспертизы Центра судебной экспертизы Республики Казахстан (г. Астана),
- Колесников Н.Н. - главный эксперт института судебной экспертизы Центра судебной экспертизы Республики Казахстан (г. Алматы),
- Казаченко А.Е. – представитель компании «Audatex» разработчика программных комплексов Audaweb, AudaHistory, AudaNet, AudaValue, AutoOnline, предназначенных для идентификации, определения стоимости, стоимости восстановительного ремонта транспортных средств,
- Циммерман П.К., Чикилин А.А. - представители компании «Dat Rus» разработчика программных комплексов Silver Dat II, CalculatePro, предназначенных для идентификации, определения стоимости восстановительного ремонта транспортных средств.
Программа семинара выполнена в полном объеме. Были представлены доклады и сообщения по актуальным вопросам проведения судебной автотехнической экспертизы (САТЭ) в рамках специальности 13.4.
Для упорядочения и систематизации работы семинара доклады и сообщения представлялись следующими блоками:
1-й день семинара:
- введение в действие Положения банка России 432-П «О Единой методике определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (далее - Единая методика Банка России). Порядок использования в судебно-экспертной практике;
- порядок использования в экспертной практике справочников средней стоимости запасных частей, материалов и нормо-часа работ, формируемых и утверждаемых профессиональным объединением страховщиков (РСА), а также их соответствие реальным ценам на запасные части, работы и материалы в субъектах Российской Федерации;
- предложения о внесении изменений и дополнений в действующие методические рекомендации для судебных экспертов СЭУ Минюста России «Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки».
2-й день семинара:
- практика определения стоимости транспортных средств при производстве судебных автотехнических экспертиз;
- практика определения стоимости восстановительного ремонта транспортных средств, в том числе порядок определения стоимости на различные даты;
- практика проведения судебных автотехнических экспертиз при решении задач по определению соответствия заявленных повреждений обстоятельствам конкретного ДТП;
- о работе Межведомственной аттестационной комиссии по профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу транспортных средств в рамках обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Порядок включения в реестр государственных судебных экспертов;
- возможности программных комплексов по определению стоимости ремонта транспортных средств компаний Audatex, Dat-Rus, порядок использования в экспертной практике.
3-й день семинара:
- практика проведения комплексных экспертиз в рамках экспертной специальности 13.4;
- о создании справочника «Дефекты лакокрасочного покрытия кузовов легковых автомобилей и способы их устранения», в помощь экспертам при проведении комплексных исследований, по выявлению дефектов лакокрасочного покрытия кузовов легковых автомобилей;
- о разработке новой экспертной специальности 13.6 "Исследование транспортных средств в целях выявления, классификации и установления причин возникновения неисправностей".
Во время работы семинара также были представлены доклады о проблемах производства судебных автотовароведческих экспертиз в Республике Казахстан. Состоялось конструктивное и содержательное обсуждение по всем рассматриваемым вопросам. При обсуждении докладов и сообщений участники семинара, в том числе, определили следующие проблемы, возникающие при организации и производстве экспертиз и исследований:
- частичное несоответствие методик, используемых в судебно-экспертной деятельности («Исследование транспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки», РФЦСЭ, СЗРЦСЭ, М:2013) и независимой технической экспертизе, проводимой в рамках определения размера страховой выплаты по договорам ОСАГО (Единая методика Банка России), договорам добровольного страхования;
- необходимость совершенствования существующих и разработка новых методик, и методических рекомендаций по САТЭ, а также обеспечение необходимой справочной литературой, программными комплексами по САТЭ;
- несоответствие стоимости запасных частей транспортных средств, работ и материалов для ремонта, содержащихся в справочниках, разработанных Российским союзом автостраховщиков и используемых для определения размера страховой выплаты в рамках ОСАГО, фактическим ценам на запасные части, работы и материалы в организациях занимающихся ремонтом транспортных средств, реализацией запасных частей транспортных средств, их комплектующих, материалов для ремонта в субъектах Российской Федерации;
- в связи с внесением изменений в программу подготовки по экспертной специальности 13.4 (включение в компетенцию экспертов задач по определению стоимости транспортных средств (ранее вопрос решался в рамках экспертной специальности -19.3, которая в 2012 году упразднена), задач по определению размеров страховых выплат (в связи с изменениями в законодательстве об ОСАГО), а также задач по определению причин образования повреждений транспортных средств (элементы транспортной трасологии), действующие нормы затрат времени на производство экспертиз в СЭУ Минюста России не соответствуют фактическому времени, затрачиваемому экспертами на производство экспертиз и исследований. Особенно это относиться к экспертизам 1-й категории сложности (см. Приказ Минюста № 241 от 22.06.2006 с изменениями), трудоемкость которых составляет всего 10 часов;
- недостаточное количество необходимого оборудования и приборной базы в СЭУ Минюста России для проведения инструментальных и диагностических исследований;
- в связи с появлением института экспертов-техников, проводящих независимую техническую экспертизу транспортных средств в рамках ОСАГО, а также с появлением государственного реестра экспертов-техников, размещенного на сайте Министерства юстиции Российской Федерации, суды, следователи при назначении судебных экспертиз как в рамках ОСАГО, так и при рассмотрении иных дел, связанных с повреждением транспортных средств, в обязательном порядке требуют, чтобы судебный эксперт, которому будет поручено проведение судебной экспертизы, был включен в государственный реестр экспертов-техников. В то же время деятельность судебного эксперта и эксперта-техника регулируется разными Федеральными законами и подзаконными актами. Данные специалисты обладают различными правами и обязанностями, несут различную степень ответственности за результаты своей деятельности. По мнению участников семинар,а для устранения данной проблемы целесообразно создание отдельного государственного реестра содержащего данные о судебных экспертах по каждой судебно-экспертной специальности.
Участниками семинара были также высказаны следующие предложения:
- для постоянного повышения профессионального уровня экспертов-автотехников СЭУ Минюста России необходимо обратить особое внимание на эффективность процесса подготовки экспертов-автотехников, изыскать возможности для осуществления дополнительных форм обучения - проводить больше стажировок, школ, обеспечить постоянный обмен опытом, ориентировать экспертов на интенсивное самообразование;
- повышать квалификацию экспертов путем освоения современной технологии кузовного ремонта и окраски путем организации занятий на базе региональных дилерских центров ведущих автопроизводителей, а также поставщиков программных комплексов.
Для фиксации и дальнейшего учета всех высказанных пожеланий, мнений и предложений по внесению изменений в действующие методические рекомендации для судебных экспертов СЭУ Минюста России всем участникам семинара были выданы опросные листы, в которых они могли отразить свое мнение по наиболее актуальным вопросам методического характера.
При подведении итогов семинара, в целях совершенствования практики производства судебных автотехнических экспертиз и ее методического обеспечения участниками семинара приняты рекомендации.
Участники Семинара выразили благодарность начальнику ФБУ Приволжский РЦСЭ Минюста России В.Н. Пронину за высокий уровень организации семинара.
↑