Новости

О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕРОССИЙСКОГО НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОГО СЕМИНАРА «АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ»

Федеральным бюджетным учреждением Российский федеральный центр судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации на базе Федерального бюджетного учреждения Мордовская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации в период с 22 по 26 июня 2015 проведен Всероссийский научно-практический семинар «Актуальные вопросы судебной психологической экспертизы». Семинар организован в соответствии с Планом проведения всероссийских семинаров по актуальным вопросам теории и практики судебной экспертизы в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждений Министерства юстиции Российской Федерации на 2015 год, и утвержденным приказом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России от 11 ноября 2014 года № 217/11.

В работе семинара приняли участие 39 экспертов из 31 судебно-экспертного учреждения Минюста России: РФЦСЭ, Воронежского, Приволжского, Средне-Волжского, Северо-Западного, Северо-Кавказского, Уральского и Южного региональных центров судебной экспертизы, Архангельской, Башкирской, Брянской, Волгоградской, Дагестанской, Калининградской, Кировской, Краснодарской, Крымской, Курской, Мордовской, Мурманской, Омской, Пензенской, Приморской, Рязанской, Самарской, Тамбовской, Тульской, Челябинской, Читинской, Чувашской, Ярославской ЛСЭ Минюста России.

Помимо представителей системы СЭУ Минюста России в работе семинара приняли участие представители судебной и правоохранительной системы Республики Мордовия.

Цель семинара состояла в повышении квалификации экспертов, обобщении экспертной практики, совершенствовании методического обеспечения производства экспертиз, объединении усилий экспертов СЭУ Минюста России в развитии судебной психологической экспертизы.

В рамках семинара состоялись две специальные сессии: «Актуальные вопросы судебной психологической экспертизы по семейным спорам»; «Психологическое исследование видеозаписей оперативных и следственных действий», а также Круглый стол «Психофизиологические исследования в судебной экспертизе».

Программа семинара выполнена в полном объеме. Были представлены доклады и сообщения по актуальным вопросам теории и практики судебной психологической экспертизы, новым направлениям исследований в судебной психологической экспертизе, требующим методического обеспечения. Отмечено, что совершенствование методического обеспечения судебной экспертизы в государственных судебно-экспертных учреждениях обусловлено потребностями судопроизводства. Потребности в развитии новых видов судебной экспертизы обусловлены необходимостью расширения доказательственной базы судопроизводства путем установления данных на основе исследования новых объектов экспертизы.

В докладах и сообщениях были выделены актуальные направления исследований:

  • исследование видеозаписей опросов (допросов) несовершеннолетних (малолетних) потерпевших от преступлений сексуального характера;
  • исследование видеозаписей оперативных и следственных действий с целью установления влияния на содержание показаний;
  • исследование детско-родительских отношений в рамках экспертизы в гражданском процессе по спорам о месте жительства детей;
  • исследование показаний детей и взрослых с целью установления их надежности;
  • психофизиологические исследования в судебной психологической экспертизе;
  • исследование информационных материалов, предназначенных для детей.

Представлены доклады и сообщения:

  • Абитов И.Р. Проблемы судебной психологической экспертизы: взгляд дилетанта;
  • Акопян В.Н. Почерк как объект психологического исследования;
  • Балакирева Е.В. Психологические особенности детей дошкольного возраста. Специфика психолого-диагностического обследования детей дошкольного возраста;
  • Баровская Л.В. Беспомощное состояние несовершеннолетних жертв сексуального насилия как следствие виктимного поведения: анализ случая из практики (на примере совершенных действий сексуального характера в отношении 12 летнего подростка мужского пола);
  • Белинская И.С., Шипшин С.С. Опыт экспертного психологического исследования замаскированной информации;
  • Бердников Д.В. Проблемы и перспективные направления судебно-психологической экспертизы;
  • Биякаев Р.И. Судебно-психологическая экспертиза суицида: этнические особенности суицидов жителей Дагестана;
  • Волохова Л.А. Обзор исследований по проблеме психологического воздействия на допрашиваемого;
  • Волохова Л.А., Секераж Т.Н. Результаты обобщения практики производства судебно-психологических экспертиз видеозаписей следственных действий;
  • Габриелян Д.Г. Беспомощное состояние» несовершеннолетних жертв сексуального насилия как следствие виктимного поведения;
  • Гагина О.В. Влияние на показания ребенка, или как не следует проводить опрос несовершеннолетнего (случай из практики);
  • Гагина О.В., Кузнецов В.О. Методологические основы психолого-лингвистической экспертизы содержания видеозаписей оперативных и следственных действий;
  • Гайдамакина У.А. Судебно-психологическая экспертиза содержания видеозаписей: установление эмоционального состояния участников межличностного взаимодействия;
  • Гвоздев В.А. Соотношение общепсихологических и экспертных критериев психологического воздействия;
  • Домницкая Е.А. Особенности психологической экспертизы в отношении предполагаемого лидера преступной группы (на примере случаев из практики);
  • Друпова М.В. (ФБУ Северо-Кавказский РЦСЭ Минюста России) Использование свастики как один из признаков разжигания вражды, ненависти, розни в социальных сетях;
  • Ефанова М.Г. Возможный методологический подход к психодиагностическому исследованию в судебной психологической экспертизе;
  • Зиновьева К.А. Влияние личностной беспомощности на способность потерпевших по половым преступлениям оказывать сопротивление;
  • Зубкова Ю.Н. Соотношение понятий «привязанность ребенка к родителям» и «отношение ребенка к родителям»;
  • Иванова Н.В. Применение метафорических ассоциативных карт в процессе судебного психологического обследования;
  • Калинина А.Н. Возможности применения психологических знаний при исследовании текстов, изображений и видеоматериалов;
  • Конева Е.В. Экспертное значение диагностики отставания в психическом развитии;
  • Конищева А.В., Секераж Т.Н. Судебно-психологическая экспертиза по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка: обобщение экспертной практики СЭУ Минюста России;
  • Конищева А.В., Секераж Т.Н. Экспертная оценка родительского отношения в судебно-психологической экспертизе по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства ребенка;
  • Крылов А.В. Актуальные вопросы использования психофизиологических исследований с применением полиграфа при раскрытии преступлений;
  • Кулешова Г.П. Изучение психологических свойств личности для решения диагностических задач в криминалистике при проведении судебной экспертизы;
  • Лаптева А.В., Медведева А.С. Судебная психологическая экспертиза психического состояния лица при выполнении профессиональных функций;
  • Лукоянов Е.А. Отличительные особенности психологического исследования человека при решении одних задач в рамках исследования разных типов объектов (видео и аудиозаписи) (на основе экспертной практики ФБУ Самарская ЛСЭ Минюста России);
  • Нефедова Н.В. Возможности использования методики исследования доверия дошкольников при проведении экспертного психологического исследования;
  • Ожгибесова Т.Е. Проблемы, возникающие при назначении и производстве экспертиз видеозаписей следственных действий в ФБУ Уральском РЦСЭ Минюста России;
  • Пожогина Т.А. Особенности поведения малолетней потерпевшей при даче показаний о действиях сексуального характера, отказ от своих показаний, зафиксированные на видеозаписях: анализ случая из практики;
  • Полкунова Е.В. Исследование родительских представлений о детях в судебной психологической экспертизе по семейным спорам;
  • Порохина Е.И. Пределы компетенции эксперта-психолога при производстве комплексной психолого-психиатрической экспертизы по судебным спорам между родителями о воспитании и месте жительства детей;
  • Секераж Т.Н. Методы исследования детско-родительских отношений: пределы возможностей;
  • Секераж Т.Н. Психофизиологическая или полиграфологическая? Настоящее и будущее экспертизы с использованием полиграфа;
  • Секераж Т.Н. Экспертиза достоверности показаний: за и против. Пределы компетенции эксперта при исследовании видеозаписей оперативных и следственных действий;
  • Сысорова О.Ю., Якимова А.А. Изучение эмоциональной привязанности ребенка к родителям в судебно-психологической экспертизе;
  • Туренко Т.Р. Судебно-психологическая экспертиза по семейным делам: отношение ребенка к каждому из родителей;
  • Цуканова М.Ю. Роль выявления механизмов формирования у детей негативного отношения к отдельно проживающему родителю в рамках судебной психологической экспертизы;
  • Шахова Н.О. «Диагноз по юзерпику»: проблема экспертного анализа контента социальных сетей;
  • Шипшин С.С. "Психофизиологическая экспертиза: только ли полиграф?";
  • Шипшина О.С. Психологическое исследование видеозаписей допросов малолетних по делам о сексуальных преступлениях.

Состоялось содержательное, конструктивное обсуждение по всем вопросам. Определены основные проблемы, возникающие при проведении исследований по новым направлениям.

Были высказаны предложения, направленные на повышение профессионального уровня экспертов психологов: оптимизировать систему наставничества для подготовки молодых специалистов, продолжать систематический обмен опытом в формате стажировок, семинаров, конференций, курсов повышения квалификации, активно использовать средства дистанционного обучения, ориентировать экспертов на более интенсивное самообразование, повышение квалификации и профессиональной компетентности.

При подведении итогов семинара, в целях совершенствования практики производства судебной психологической экспертизы и ее методического обеспечения участниками семинара приняты рекомендации. Доклады участников семинара после их обсуждения на заседании научно-методической секции по судебной психологической экспертизе будут опубликованы в журнале «Теория и практика судебной экспертизы».

Участники семинара выразили благодарность начальнику ФБУ Мордовская ЛСЭ Минюста России Александру Ивановичу Бочкину и всему коллективу лаборатории за высокий уровень организации семинара, а также признательность Юрию Павловичу Любаеву, прежнему начальнику лаборатории (1997-2015 гг.), за поддержку идеи проведения семинара на Мордовской земле и задел в ее воплощении.

Все права принадлежат РФЦСЭ при Минюсте России.