Судебная автороведческая экспертиза
Судебная автороведческая экспертиза – традиционный род криминалистических экспертиз, предметом которого являются фактические данные, установление которых осуществляется экспертом на основе изучения письменных документов с использованием специальных знаний в области судебного автороведения.
Объект судебно-автороведческой экспертизы – письменная речь автора документа, зафиксированная на материальном носителе. Если сформулировать в общем виде, то непосредственными объектами автороведческого исследования являются имеющие (или вероятно имеющие) отношение к событию преступления рукописные тексты, документы, выполненные в электронном виде, полиграфическим способом или с помощью множительной техники, а также СМС-сообщения, переписки в социальных сетях, мессенджерах и т. п. Также объектами автороведческого исследования являются образцы письменной речи подозреваемого лица.
Успех автороведческого исследования зависит от качества и объема исследуемого объекта и образцов письменной речи.
Как показывает практика проведения автороведческих экспертиз в СЭУ Минюста России, решение вопроса об авторе текста возможно в случае, если объем исследуемого текста составляет условно 100 слов. Кроме того, пригодность объекта должна определяться на качественном уровне: в объекте должны быть отражены индивидуальные особенности письменной речи его автора. В данном случае важным является стилевая принадлежность текста. Наиболее информативными в этом отношении являются тексты бытового стиля письменной речи (частные письма, анонимки, записки бытового содержания и др.), а также публицистического стиля (статьи, интернет-публикации и др.). Формализованные тексты официально-делового стиля речи, а также научные тексты в основном являются непригодными объектами.
Пригодность такого объекта автороведческого исследования, как тексты переписок в социальных сетях, в блогах, на форумах и т. п., также определяется исходя из объема и качества исследуемого материала: реплики коммуниканта должны быть развернутыми, неодносложными. Кроме того, на экспертизу должна быть представлена полная переписка, т. е. в ней должны присутствовать реплики всех участников с указанием их принадлежности и времени.
Под образцом письменной речи понимаются тексты, автором которых является проверяемое лицо. Выделяют свободные, условно-свободные и экспериментальные образцы письменной речи.
Под свободными образцами письменной речи принято понимать тексты, составленные проверяемыми лицами вне связи с делом, по которому назначена судебная экспертиза, и до его возбуждения.
Условно-свободные образцы письменной речи – тексты, составленные в связи с расследуемым делом или после его возбуждения, но не специально для производства экспертизы.
Экспериментальные образцы письменной речи – это составляемые про¬веряемым лицом (лицами) тексты, специально предназначенные для проведения судебно-автороведческой экспертизы. Данные образцы должны представлять собой сочинение на тему, близкую или сходную с темой исследуемого текста, а также на свободные темы (автобиография, рассказ о работе, увлечениях, случае из жизни и т. п.).
Из перечисленных видов образцов свободные образцы письменной речи являются наиболее информативным материалом, позволяющим эксперту получить ясное и полное понимание особенностей речевого поведения проверяемого лица в различных ситуациях письменного общения, системы его языковых, интеллектуальных навыков, устойчивости и пределов вариационности признаков его письменной речи в текстах конкретного функционального стиля.
Образцы письменной речи должны быть в наибольшей степени сопоставимы с исследуемым текстом по следующим параметрам: по языку изложения; по времени выполнения текста; по стилевой принадлежности; по адресату и характеру речевого общения; по состоянию автора.
Что касается количества образцов, то в данном случае необходимо учитывать два принципа, выделенные С.М. Вулом и А.Ю. Комиссаровым:
- чем меньше объем исследуемого текста, тем в большем количестве должны быть представлены образцы;
- чем меньше отвечают образцы требованиям сопоставимости, тем больше их нужно.
В рамках судебно-автороведческой экспертизы традиционно решаются идентификационные и диагностические задачи. В свою очередь диагностические задачи включают в себя классификационно-диагностические и ситуационно-диагностические задачи.
К идентификационным автороведческим задачам относятся задачи установления автора письменного текста, установления составления нескольких текстов одним лицом и в соавторстве. В рамках идентификационной автороведческой экспертизы могут быть решены следующие вопросы:
- Является ли ФИО автором текста «…»?
- Составлены ли тексты «…», «…» и «…» одним автором?
Традиционно ситуационно-диагностические задачи судебной автороведческой экспертизы включает в себя 2 подвида:
- исследование текстов с деформированной структурой, составленных в необычных условиях (без намеренного изменения письменной речи): установление необычности состояния автора текста; установление составления текста под диктовку или путем переписывания.
В данном случае на разрешение эксперта ставятся следующие вопросы: - В каком состоянии находился автор во время составления текста?
- Составлен ли текст «…» автором под диктовку или путем переписывания?
- исследование текстов, составленных с намеренным изменением письменной речи.
На разрешение эксперта может быть поставлен вопрос: - Составлен ли текст с намеренным искажением признаков письменной речи?
Классификационно-диагностические задачи связаны с установлением социально-биографического портрета автора документа. Потребность в решении данной задачи возникает в случае отсутствия предполагаемого автора документа с целью сузить круг подозреваемых.
На разрешение эксперта может быть поставлен следующий вопрос:
- Каков социально-биографический потрет автора документа (пол, возраст, род занятий, уровень языковой компетентности, родной язык)?
Вследствие высокой степени вариативности классификационно-диагностических признаков выводы эксперта по данному вопросу всегда являются вероятными.
Нарушения компетенции имеют место, если эксперт решал вопросы, не относящиеся к предмету судебно-автороведческой экспертизы, например: вопросы об авторстве той или иной идеи, открытия и т. п., вопросы, связанные с установлением совпадений в текстах и определением характера этих совпадений (при исследовании объектов авторского права и объектов смежных прав).
Выход за пределы компетенции имеет место также в случае, если при обосновании вывода эксперт использовал данные, содержащиеся в тексте документа, но исследование которых не предполагает применения специальных знаний (например, конкретные сведения об авторе, о его состоянии и т. п.). Использование этой информации в целях идентификации личности, а также проверка ее достоверности относится к компетенции следователя (суда).