Разделы:

Психологическая экспертиза

В РФЦСЭ осуществляется производство судебной психологической экспертизы и проведение экспертных исследований в интересах правосудия, прежде всего по двум следующим направлениям:

  1. исследование психологии человека (экспертиза в отношении живых лиц в уголовном и гражданском процессах, а также посмертная экспертиза);
  2. психологическое исследование информационных материалов (психологическое и комплексное психолого-лингвистическое исследование информационных материалов и продуктов речевой и коммуникативной деятельности человека).

Исследование психологии человека

Предметом судебной психологической экспертизы, проводимой в отношении живых лиц, и посмертной экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки. Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.

Лаборатория судебной психологической экспертизы выполняет экспертизы следующих видов.
В уголовном процессе:

  1. В отношении обвиняемого
    • экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации по ст. 107, 113 УК РФ;
    • экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст. 60 УК РФ);
    • экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации, – для квалификации ст. 106 УК РФ.
  2. В отношении свидетеля и потерпевшего
    • экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст. 196 УПК РФ.
  3. Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям – экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации по ст.ст. 131, 132 УК РФ.
  4. Экспертиза в отношении лица, совершившего самоубийство,– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации по ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ.
  5. Экспертиза потерпевшего по иным преступлениям (по делам о мошенничестве)- экспертиза состояния «беззащитности или беспомощности» - неспособности к эффективной защите от посягательства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации – для решения вопроса о применении п. «з» ст. 63 УК РФ (обстоятельство, отягчающее наказание).

В гражданском процессе:

  1. экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для применения ст.177 ГК РФ;
  2. экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для применения ст. 178, 179 ГК РФ;
  3. экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей, – для применения ст. 24, 65 и др. Семейного кодекса РФ;
  4. экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда, – для применения ст. 151 ГК РФ.

Основным объектом исследования судебного эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.

К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:

  1. вещественные доказательства,
  2. документы как особый вид доказательств,
  3. протоколы допросов и следственных действий,
  4. заключения эксперта,
  5. справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
  6. продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.,
  7. фото и видеодокументы.

Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.

ПРЕДМЕТ СПЭ – фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов, представленных на исследование

ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ СИТУАЦИЯ - юридически значимый период времени, в котором протекает подвергаемая экспертному исследованию психическая деятельность подэкспертного лица (юридически значимым периодом времени в уголовном процессе являются предкриминальная, криминальная, посткриминальная, следственная, судебная ситуации, в гражданском процессе – досудебная, судебная, постсудебная).

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ эксперта-психолога – психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде по основаниям и в порядке, определенном соответствующим процессуальным законодательством.

Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний

Объекты исследования Типовые задачи (вопросы)

Человек (как носитель психического). Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый). Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, все имеющиеся по делу заключения экспертов (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях.

  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в состоянии аффекта?
  • Находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения инкриминируемого ему деяния в каком-либо эмоциональном состоянии, которое могло существенно повлиять на его сознание и психическую деятельность?

Экспертиза индивидуально-психологических особенностей

Объекты исследования Типовые задачи (вопросы)

Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период.

  • Каковы индивидуально-психологические особенности обвиняемого (подсудимого)?
  • Могли ли индивидуально-психологические особенности обвиняемого оказать существенное влияние на его поведение во время совершения инкриминируемого ему деяния?
  • Имеются ли у обвиняемого такие индивидуально-психологические особенности, как ... (перечисляются интересующие судебно-следственные органы особенности личности обвиняемого, например, повышенная враждебность, агрессивность, возбудимость, внушаемость, подчиняемость), если да, то какое влияние они оказали на криминальное поведение?
  • Мог ли обвиняемый, с учетом его индивидуально-психологических особенностей и эмоционального состояния в период совершения инкриминируемого ему деяния адекватно соотносить свои действия с объективными требованиями ситуации?

Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых

Объекты исследования Типовые задачи (вопросы)

Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях. Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится.

  • Имеются ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическим расстройством отставания в психическом развитии и в чем они выражаются?
  • С какими причинами связано отставание несовершеннолетнего в психическом развитии?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего обвиняемого и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий?
  • Учитывая уровень психического развития, индивидуально-психологические особенности несовершеннолетнего и конкретные обстоятельства дела, мог ли он при совершении инкриминируемого ему деяния в полной мере руководить своими действиями?

Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших

Объекты исследования Вопросы:

Свидетель или потерпевший. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия. Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания. Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации. Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях.

  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) признаки отставания в психическом развитии, существенно влияющие на способность правильно воспринимать, запоминать и воспроизводить информацию?
  • Учитывая особенности психической деятельности свидетеля (потерпевшего), его состояние в период восприятия интересующих следствие событий и конкретные условия восприятия, мог ли он правильно воспринимать обстоятельства дела?
  • Мог ли свидетель (потерпевший) давать показания об интересующих следствие обстоятельствах?
  • Способен ли свидетель (потерпевший) давать показания в настоящее время?
  • Имеются ли у свидетеля (потерпевшего) какие-либо индивидуально-психологические особенности (напр., повышенная внушаемость, склонность к фантазированию, зависимость и др.), которые могли существенно повлиять на его способность правильно воспринимать обстоятельства, запоминать и давать показания?

Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях

Объекты исследования Вопросы:

Потерпевший. Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него. Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц). Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми).

  • Учитывая уровень психического развития, возрастные и индивидуально-психологические особенности, могла ли потерпевшая (потерпевший) понимать характер и значение совершаемых в отношении нее (него) действий и оказывать сопротивление в криминальной ситуации?
  • Могла ли она (он) по своему психическому состоянию правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать показания?

Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)

Объекты исследования Вопросы

Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:

  • о психической деятельности погибшего (его действиях, поведении, состоянии, контактах и др.),
  • обстоятельствах гибели, причине смерти,
  • материалы, характеризующие погибшего, его социальную среду, условия развития, связи и отношения,
  • данные, раскрывающие индивидуально-психологические особенности, систему ценностей, склонности, интересы, установки и т.д.

Такими источниками информации могут быть:

  • показания свидетелей – близких, родственников, друзей, сослуживцев, очевидцев, прочих;
  • протоколы следственных действий,
  • заключения эксперта, справки, истории болезни, другая медицинская документация,
  • послужные списки,
  • протоколы психологического обследования (для военнослужащих),
  • приобщенные к делу предсмертные записки, письма, дневники, рисунки, иные продукты творчества.
  • В каком психическом состоянии находился подэкспертный в период, предшествовавший самоубийству?
  • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого (указать: изнасилование или такие действия, которые квалифицируются как угрозы, жестокое обращение или систематическое унижение человеческого достоинства) и возникновением и развитием психического состояния потерпевшего в период, предшествовавший самоубийству?

Экспертиза по делам о возмещении морального вреда

Объекты исследования Вопросы:

Личность потерпевшего (истца).
Ситуация социального взаимодействия потерпевшего с причинителем вреда.
Психическое состояние потерпевшего.
Иск о возмещении морального вреда.
Материалы дела и приобщенные к ним документы, имеющие отношение к факту причинения вреда (свидетельства, справки, медицинская документация, заключения экспертов, др.).

  • Имеются ли у подэкспертного изменения психической деятельности, наступившие после действий причинителя вреда, каков их характер и в чем они выражаются?
  • Каковы степень, глубина, длительность изменений психической деятельности подэкспертного?
  • Имеются ли у подэкспертного индивидуально-психологические особенности, которые могли увеличить глубину и длительность субъективного переживания исследуемых событий?
  • Существует ли причинно-следственная связь между состоянием потерпевшего (изменением его психического благополучия) и действиями виновного?

Экспертиза по делам о признании недействительными сделок

Объекты исследования Вопросы

Субъекты спорного правоотношения.
Материалы дела и приобщенные к ним материалы, содержащие сведения о психической деятельности субъектов сделки, а также справки, истории болезни, иная  меддокументация.
Сведения о природе сделки, ее предмете, условиях заключения.
Фактические данные о ситуации спорного правоотношения.

  • Находился ли субъект (сторона сделки) в период, относящийся к совершению сделки, в таком состоянии, когда он не мог понимать значение своих действий или руководить ими?
  • Учитывая особенности познавательной сферы, состояние в момент совершения сделки, внешние условия, в которых происходило принятие решения, а также индивидуальную значимость последствий сделки, имел ли субъект адекватное (правильное) представление о существе сделки?
  • Какие факторы повлияли на формирование неадекватного (неправильного) представления о сделке?
  • Какое влияние оказала угроза (насилие, стечение тяжелых обстоятельств) на процесс принятия лицом решения о совершении сделки и его реализацию? Была ли ограничена способность субъекта свободно изъявлять свои подлинные желания и намерения?
  • Мог ли субъект в период, относящийся к совершению сделки, свободно и осознанно принимать решение и руководить своими действиями по его реализации?

Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей

Объекты исследования Рекомендуемые вопросы:

Ребенок (дети).
Родители (воспитатели, усыновители т.п.).
Детско-родительские отношения.
Внутрисемейные отношения (мать-отец, ребенок - братья, сестры, прочие члены семьи, отчим, мачеха).
Ситуация развития.
Все материалы дела, содержащие фактические данные об объектах исследования.

  • Каковы индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его психического развития?
  • Каково действительное психологическое отношение ребенка к отцу, матери?
  • Каковы индивидуально-психологические особенности, воспитательные установки и компетенции отца, матери, не оказывают ли они негативного влияния на состояние и развитие ребенка?
  • Каково действительное психологическое отношение отца, матери к ребенку?
  • Является ли мнение ребенка о месте проживания, порядке общения с отцом, матерью самостоятельным с учетом его возраста, состояния, уровня психического развития, влияния на него семейной ситуации?
  • Имеются ли у ребенка психологические признаки индуцированного состояния, если да, то с чем такое состояние связано?

Специфика судебной психологической экспертизы состоит в ее общих и частных объектах и предметах. При назначении экспертизы требуется учитывать как процессуальное основание (необходимость применения психологических знаний), так и специальное (юридическую значимость устанавливаемых данных). Квалифицированную помощь при назначении экспертизы по конкретным делам, формулировании вопросов можно получить в лаборатории по тел. (495) 181 57 57 (2400), sple@sudexpert.ru

Психологическое исследование информационных материалов

Судебная психологическая экспертиза информационных материалов (СПЭ ИМ) – это одна из основных форм применения специальных психологических знаний в судопроизводстве, направление судебно-психологической экспертизы как раздела юридической психологии. Это также процессуальное действие, назначаемое в определенном законодательством порядке, проводимое специалистами в области психологии, которые дают заключение о коммуникативной либо социально-психологической направленности материала или коммуникативных действий участников коммуникации.

Основанием назначения СПЭ ИМ является необходимость в применении психологических знаний в целях установления фактов, имеющих значение для принятия решения по делу, которые относятся к содержанию и направленности информационных материалов. Именно содержание и направленность информационных материалов имеют значение для их правовой оценки. Роль судебной психологической экспертизы при расследовании преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных материалов, заключается в установлении фактов психологической природы, связанных с совершением коммуникативных (в том числе речевых) действий, что позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, элементы объективной и субъективной сторон состава преступления. Этим результаты психологической экспертизы информационных материалов способствуют раскрытию и расследованию преступлений. В настоящее время потребность в психологическом исследовании информационных материалов возникает при расследовании различных преступлений: по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма (ст. 280, 280.1, ч. 1 ст. 205.2, ст. 282 УК РФ), по делам о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК РФ), о совершении развратных действий с помощью Интернета (ст. 135 УК РФ), по делам о преступлениях коррупционной направленности (ст. 290, 291 УК РФ), о доведении до самоубийства (ст. 110 УК РФ) и склонении и побуждении к самоубийству (ст. 110.1, 110.2 УК РФ), рекламе и пропаганде наркотиков (ст. 6.13 КоАП РФ), пропаганде нацистской символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ), пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ), о распространении информации, причиняющей вред здоровью несовершеннолетних (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). По указанным и многим другим категориям дел назначается судебная психологическая экспертиза либо комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.

По типу задачи судебной психологической экспертизы информационных материалов являются собственно диагностическими, при решении которых устанавливаются те особенности объектов, которые имеют юридическое значение:

  • содержание (особенности отраженного в материале конфликта);
  • коммуникативные намерения (интенции) участников коммуникации;
  • социальные установки автора (проявляемые в коммуникативных действиях, в том числе особенности его групповой идентификации);
  • психологическая направленность (формируемые: социальные представления, эмоционально-смысловое отношение, социальные установки и др.);
  • экспертно-психологическое содержание юридических понятий (например, «возбуждение вражды», «унижение достоинства человека»);
  • негативное психологическое воздействие (приемы и стратегии).

При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.

Объектами лингвистической экспертизы являются сообщения, имеющие звучащую и/или визуальную форму, обязательной составляющей которых является речь на русском языке (устная или письменная), а также материалы, в которых имеется совокупность вербальной (словесной, речевой) и невербальной информации.

Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность). Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:

  • исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую,
  • объект является полностью невербальным,
  • при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей,
  • при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала,
  • при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.

Объекты и материалы

В Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года № 11 " О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (в действующих редакциях) указано, что при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней.

Материалы, направляемые на экспертизу, должны быть тщательно подготовлены, поскольку от качества подготовительной работы во многом зависят полнота и всесторонность исследования, надежность результатов. Ряд необходимых действий по подготовке материалов к исследованию может совершить только следователь (иной представитель органа, назначающего экспертизу), поскольку эксперт не вправе собирать материалы для исследования.

Объекты могут быть размещены их автором (или публикатором) в любом информационном пространстве, в том числе сети «Интернет». Для исследования они должны быть извлечены из этого пространства, зафиксированы на материальном носителе (на бумаге, на цифровых или оптических носителях) и осмотрены лицом, проводящим оперативные мероприятия, ведущим дознание или следствие. Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).

Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке, значение которых общеизвестно либо известно экспертам и составляет их специальные или фоновые знания (например, «Heil Hitler», «All Cops Are Bastards», лозунг неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for White children», девиз расистов «White power», «Racial Holy War» и др.).

Если язык оригинального текста не является русским (нередко на исследование направляются звучащие тексты на узбекском, арабском, таджикском языках – в рамках расследования дел о вербовке террористов, а также тексты проповедей, содержащих оправдание терроризма и т.п.), то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста. В таком случае будет исследоваться текст объекта в переводе (с указанием данных переводчика и источника перевода). Эксперт не может нести ответственность за правильность перевода, точность передачи значений используемых языковых средств.

Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети «Интернет», экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей Интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации), а также протокол осмотра предметов.

При наличии относящихся к тексту (материалу) ссылок, комментариев и др. их содержание также должно быть зафиксировано таким же образом.

При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.

Учитывая изменчивость электронных объектов, таких как сайт, блог и др., электронных ресурсов и сервисов, содержащиеся на них письменные доказательства могут быть зафиксированы с помощью специалиста в области компьютерных или интернет-технологий и представлены экспертам в электронном виде.

Распечатка материалов (текстов, изображений), обнаруженных в сети «Интернет», представляется в виде скриншотов (снимков экрана) – изображений, полученных компьютером и показывающим в точности то, что видит пользователь на экране монитора. Помимо распечатки скриншоты должны быть представлены в цифровом виде, поскольку на бумажном носителе как правило качество отображения объекта и его контекста недостаточное для его полноценного восприятия экспертом.

Для экспертного исследования видеоматериалов требуется предоставить в распоряжение эксперта зафиксированный на цифровом носителе видеофайл, содержащий исследуемый объект, с изложением информации о коммуникативной ситуации, обстоятельствах распространения/размещения материала (скриншот интернет-страницы) и актом прослушивания и осмотра видеофайла с дословной письменной фиксацией устного текста.

Материалы, выявленные в сети «Интернет», сопровождаются в документе о назначении экспертизы названием, именем пользователя, указанием на автора (если имеется), сведениями о начале и окончании текста, адресом электронного ресурса (необходимо указать всю строку браузера), на котором обнаружен текст, а также полной даты (день, месяц, год) и времени обнаружения материала и его фиксации.

Если необходимо исследовать сообщения с различных форумов, блогов, чатов и др., предусматривающих ведение диалогов, полилогов, комментирования в рамках обсуждения различных тем, необходимо предоставить не только само сообщение, являющееся объектом исследования, но и другие сообщения данной темы. Это обусловлено тем, что спорный текст, как правило, является либо реакцией на реплику другого пользователя, либо сам формирует новый этап развития темы. В подобных случаях сообщения других пользователей рассматриваются экспертом как формирующие контекст, позволяющий корректно устанавливать смысловое содержание и целеустановку автора спорного текста. В целях определения достаточности той или иной информации для решения конкретных вопросов необходимо проконсультироваться с экспертом.

К участию в исследовании материалов религиозного характера как правило требуется привлечение религиоведа. Ввиду того, что религиоведческая экспертиза в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России не предусмотрена Перечнем, эксперт-религиовед включается в состав комиссии экспертов по согласованию с органом, назначившим экспертизу, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Религиоведом материал оценивается с точки зрения принадлежности содержащихся в нем постулатов, догматов определенному учению, религии либо их соответствие нормам и ценностям той религии, от имени которой они транслируются; также в качестве объекта этой экспертизы могут выступать различные слова и выражения, значение которых недоступно для неспециалистов, соответствия текста догматам соответствующей религии. Случается, что на экспертизу направляются такие религиозные тексты, как Библия, Коран и др. священные книги либо их части, которые согласно ст. 3.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ не могут быть признаны экстремистскими материалами.

При необходимости исследования информации, извлеченной из мобильных устройств, необходимо представить экспертам данные в удобном для просмотра и анализа виде (коммуникация должна быть представлена в хронологическом порядке и разделена по коммуникантам). Для этого может быть использован программный комплекс для извлечения и анализа данных из мобильных устройств и облачных сервисов «Мобильный Криминалист». Аналогичные требования относятся к форме представления информации, извлекаемой из личных переписок и чатов социальной сети «ВКонтакте».

При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?). Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.

Категория дела, по которому назначается экспертиза, и объекты Вопросы
По делам, связанным с побуждением к самоубийству:
Ст. 110.1 УК РФ. Склонение к совершению самоубийства. Содействие совершению самоубийства
Ст. 110.2 УК РФ. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства
Объекты:
Информационные материалы (публикации в Интернете, материалы коммуникации (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения)
  • Какова психологическая направленность информационного материала?
  • Имеются ли в информационном материале психологические признаки побуждения к самоповреждающему либо суицидальному поведению?
  • Направлен ли информационный материал на формирование у адресата готовности к лишению себя жизни?
  • Содержатся ли в информационном материале приемы психологического воздействия, манипуляции? Если да, на что направлено данное воздействие?
Ч. 1 ст. 205.1 УК РФ
Ч. 1 ст. 205.2 УК РФ
Содействие террористической деятельности (склонение, вербовка, вовлечение и др.)
УК РФ Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества
1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества
Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения)
  • Какова социально-психологическая направленность информационного материала (коммуникативных действий)?
  • Имеется ли в информационном материале или коммуникативных действиях лица совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения к участию деятельности в террористической организации (экстремистом сообществе)?
Ст. ст. 280 УК РФ
Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности
Ст. 280.1. УК РФ
Ст. 20.3.2. КоАП РФ
Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет")
Объекты:
Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков побуждения к каким-либо действиям?
Ст. 282 УК РФ
Ст. 20.3.1. КоАП
Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Объекты: публикованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков возбуждения вражды (ненависти) к какой-либо группе лиц, выделяемой по признаку пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, какой-либо социальной принадлежности?
Ст. 354.1 УК РФ. Реабилитация нацизма
Объекты:
Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Какова психологическая направленность информационного материала?
  • Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков одобрения либо оправдания нацизма?
Ст. 20.3. КоАП. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами
Объекты:
Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Имеется ли в информационном материале совокупность психологических и лингвистических признаков демонстрирования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами с целью их пропаганды?
Ст. 6.21. КоАП. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних
Объекты:
Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения)
  • Какова социально-психологическая направленность информационного материала?
  • Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних привлекательного образа нетрадиционных сексуальных отношений?
  • Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних повышенного интереса к нетрадиционным сексуальным отношениям?
  • Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних представления о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений?
  • Направлен ли материал на формирование у несовершеннолетних готовности к вступлению в нетрадиционные сексуальные отношения?
По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет»:
Ст. 132. Насильственные действия сексуального характера
Ст. 133 УК РФ. Понуждение лица к действиям сексуального характера
Ст. 135 УК РФ. Совершение развратных действий (с помощью сети Интернет) и др.
Объекты:
Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения)
  • Какова социально-психологическая направленность информационного материала или коммуникативных действий лица?
  • Имеются ли в переписке психологические признаки побуждения либо принуждения партнера по коммуникации к совершению сексуальных действий?
  • Имеются ли в переписке признаки оказания психологического давления, направленного на побуждение собеседника к совершению сексуальных действий?
Ст. 119 УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью
Ст. 296 УК РФ. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования
Угроза как способ совершения преступления, обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность, квалифицирующий признак состава. Например, совершение деяния с угрозой применения насилия; угроза распространением нежелательных к огласке сведений при вымогательстве (ст. 163 УК РФ) и при принуждении к совершению сделки или отказу от её совершения (ст. 179 УК РФ).
Объекты:
Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения)
  • Какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников коммуникации?
  • Имеются ли в речи или поведении участников коммуникации психологические признаки угрозы?
  • Выражены ли в коммуникативных действиях лица (адресата) особенности восприятия им угрозы?
По делам о преступлениях коррупционной направленности (исследование звучащей речи и видеозаписей коммуникации):
Ст. 290, 291 УК РФ. Получение и дача взятки
Ст. 163 УК РФ Вымогательство, и др.
Объекты:
Аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация
  • Какова социально-психологическая направленность коммуникативных действий участников разговора?
  • Имеются ли в речи и поведении участников коммуникации психологические признаки побуждения к совершению действий по передаче/получению денежных средств (или иных предметов)?
  • Носит ли коммуникация провокативный характер?
Ст. 159 УК РФ Мошенничество
Объекты:
Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения)
  • Какова коммуникативная направленность речи участников разговора?
  • На формирование какого представления о товаре (услуге) у адресата (потребителя) направлены используемые информационные материалы и речь участников коммуникации?
  • Имеются ли в представленных объектах исследования психологические приемы, способствующие искаженному восприятию информации (сведений) и формированию неадекватного представления об оказываемых услугах и их условиях?
  • Имеются ли в представленных материалах дела признаки единой системы психологического воздействия на потенциальных покупателей, каковы основные стратегии этого воздействия?
  • Какова целевая аудитория, на которую направлена коммуникативная деятельность представителей организации?
П. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях»
Объекты:
Информационные материалы (тесты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Имеются ли в коммуникативных действиях кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, направленных на возврат просроченной задолженности, признаки психологического давления на должника?
Ст. 152. ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации
Объекты:
Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы)
  • Направлена ли публикация (информационный материал) на формирование у адресата (целевого адресата или неопределенного круга лиц) негативного образа лица (физического, юридического)?
Исследование видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий
Объекты:
материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого (опрашиваемого)), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное или непроцессуальное действие
  • В каком эмоциональном состоянии находился ФИО в период осуществления видеозаписи событий, произошедших с его участием в ___, зафиксированной в представленном на исследование видеофайле?
  • Имеются ли ответные реплики ФИО в ходе допроса, зафиксированного на …, содержание которых определялось влиянием извне? Если да, то о каких обстоятельствах идет речь?
  • Имеются ли признаки оказания психологического воздействия на ФИО со стороны участников действия, если да, то в чем они выражаются?
  • В каком эмоциональном состоянии находился ФИО в период производства видеозаписи допроса и могли оно оказать существенное влияние на его способность давать показания?
Все права принадлежат РФЦСЭ при Минюсте России.