Психологическая экспертиза
В РФЦСЭ осуществляется производство судебной психологической экспертизы и проведение экспертных исследований в интересах правосудия, прежде всего по двум следующим направлениям:
- исследование психологии человека (экспертиза в отношении живых лиц в уголовном и гражданском процессах, а также посмертная экспертиза);
- психологическое исследование информационных материалов (психологическое и комплексное психолого-лингвистическое исследование информационных материалов и продуктов речевой и коммуникативной деятельности человека).
Исследование психологии человека
Предметом судебной психологической экспертизы, проводимой в отношении живых лиц, и посмертной экспертизы являются имеющие значение для правосудия фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психических процессов (психической деятельности) субъекта, а также об условиях отражения им объективной реальности, устанавливаемые путем психологического исследования и экспертной оценки. Предметом исследования являются особенности функционирования психической деятельности человека в юридически значимых ситуациях независимо от того, являются ли они патологическими или возрастными, личностными, эмоциональными. Виды судебно-психологической экспертизы отличаются специфичностью предмета исследования.
Лаборатория судебной психологической экспертизы выполняет экспертизы следующих видов.
В уголовном процессе:
- В отношении обвиняемого
- экспертиза аффекта – для возможной судебной квалификации по ст. 107, 113 УК РФ;
- экспертиза индивидуально-психологических особенностей и их влияния на криминальное поведение – для индивидуализации уголовной ответственности и наказания (ст. 60 УК РФ);
- экспертиза психического состояния матери, обвиняемой в убийстве новорожденного в условиях психотравмирующей ситуации, – для квалификации ст. 106 УК РФ.
- В отношении свидетеля и потерпевшего
- экспертиза способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них показания – для применения ст. 196 УПК РФ.
- Экспертиза в отношении потерпевших по половым преступлениям – экспертиза способности потерпевшего понимать характер и значение совершаемых с ним действий или оказывать сопротивление – для определения «беспомощного состояния» и квалификации по ст.ст. 131, 132 УК РФ.
- Экспертиза в отношении лица, совершившего самоубийство,– экспертиза психического состояния лица в период, предшествовавший самоубийству, и причинно-следственной связи его состояния с действиями обвиняемого (угрозы, жестокое обращение, систематическое унижение человеческого достоинства или изнасилования) – для квалификации по ст. 110 УК РФ или п. «б» ст. 63 УК РФ при квалификации ст. 131 УК РФ.
- Экспертиза потерпевшего по иным преступлениям (по делам о мошенничестве)- экспертиза состояния «беззащитности или беспомощности» - неспособности к эффективной защите от посягательства путем целенаправленного осознанно-волевого поведения в конкретной ситуации – для решения вопроса о применении п. «з» ст. 63 УК РФ (обстоятельство, отягчающее наказание).
В гражданском процессе:
- экспертиза способности дееспособного гражданина понимать значение своих действий или руководить ими при совершении сделки – для применения ст.177 ГК РФ;
- экспертиза других видов «порока воли» при совершении сделки – для применения ст. 178, 179 ГК РФ;
- экспертиза по спорам, связанным с защитой интересов ребенка и правом на воспитание ребенка при раздельном проживании родителей, – для применения ст. 24, 65 и др. Семейного кодекса РФ;
- экспертиза по делам, связанным с компенсацией морального вреда, – для применения ст. 151 ГК РФ.
Основным объектом исследования судебного эксперта-психолога является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимых ситуациях.
К объектам исследования СПЭ относятся материализованные источники информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности человека. Такими источниками могут служить:
- вещественные доказательства,
- документы как особый вид доказательств,
- протоколы допросов и следственных действий,
- заключения эксперта,
- справки, медицинские карты, характеристики, трудовые книжки, послужные списки и т.п.,
- продукты психической деятельности (авторские произведения, устная и письменная речь, дневники, письма, рисунки, пр.) и т.д.,
- фото и видеодокументы.
Специфику исследования в отношении живых лиц составляет то, что подлежащий экспертизе субъект сам является носителем информации. Особенности его психической деятельности устанавливаются на основании экспертного исследования методами психологии.
ПРЕДМЕТ СПЭ – фактические данные о закономерностях и особенностях протекания и структуры психической деятельности человека, имеющие юридическое значение и влекущие определенные правовые последствия, устанавливаемые с помощью специальных знаний и практических навыков эксперта в области психологии путем исследования объектов, представленных на исследование
ЮРИДИЧЕСКИ ЗНАЧИМАЯ СИТУАЦИЯ - юридически значимый период времени, в котором протекает подвергаемая экспертному исследованию психическая деятельность подэкспертного лица (юридически значимым периодом времени в уголовном процессе являются предкриминальная, криминальная, посткриминальная, следственная, судебная ситуации, в гражданском процессе – досудебная, судебная, постсудебная).
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ эксперта-психолога – психологические теоретические и методологические знания о закономерностях и особенностях протекания психической деятельности человека, имеющих юридическое значение, полученные в результате специальной профессиональной психологической подготовки и внедренные в практику судебной экспертизы, которые используются при расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде по основаниям и в порядке, определенном соответствующим процессуальным законодательством.
Экспертиза аффекта и иных эмоциональных состояний
Объекты исследования | Типовые задачи (вопросы) |
---|---|
Человек (как носитель психического). Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый). Материалы дела (как совокупность материализованных источников информации о фактах и событиях, являющихся отражением психической деятельности в юридически значимой ситуации, а также об обстоятельствах, характеризующих личность): все показания и свидетельства фигурантов дела, все имеющиеся по делу заключения экспертов (всех видов), сведения об использованном орудии, протокол осмотра места происшествия, протокол освидетельствования на предмет алкогольного опьянения, биографические и иные сведения о подэкспертном, справки, характеристики, меддокументация о перенесенных заболеваниях. |
|
Экспертиза индивидуально-психологических особенностей
Объекты исследования | Типовые задачи (вопросы) |
---|---|
Лицо, имеющее определенный процессуальный статус (подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, потерпевший). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном (лице, направленном на экспертизу): данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. |
|
Экспертиза в отношении несовершеннолетних обвиняемых
Объекты исследования | Типовые задачи (вопросы) |
---|---|
Несовершеннолетний обвиняемый (подсудимый), не страдающий психическим расстройством. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном: данные об условиях развития, воспитания; обстоятельства, характеризующие его личность, ее направленность, жизненные цели, систему отношений; сведения об эмоциональных состояниях и особенностях реагирования, проявившихся в определенный период. Медицинская документация, содержащая сведения о развитии несовершеннолетнего, перенесенных заболеваниях. Заключение или справка психиатра о том, что несовершеннолетний психическим расстройством не страдает и на учете у психиатра не находится. |
|
Экспертиза в отношении свидетелей и потерпевших
Объекты исследования | Вопросы: |
---|---|
Свидетель или потерпевший. Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о подэкспертном, особенностях его состояния и поведения в период, представляющий интерес для следствия. Сведения об объективных особенностях ситуации восприятия свидетелем (потерпевшим) фактов и событий, о которых даются показания. Данные о взаимоотношениях свидетеля (потерпевшего) с фигурантами дела, взаимодействии в криминальной ситуации. Данные о полученных потерпевшим телесных повреждениях. |
|
Экспертиза в отношении потерпевших по делам о сексуальных преступлениях
Объекты исследования | Вопросы: |
---|---|
Потерпевший. Данные о полученных телесных повреждениях, повреждениях одежды (заключения СМЭ, протоколы осмотров, свидетельства). Материалы дела, содержащие общие психологические сведения о потерпевшей (потерпевшем), особенностях развития, воспитания, специфическом (сексуальном) жизненном опыте; данные о состоянии, внешнем виде, поведении в период преступления, а также до и после него. Сведения об особенностях криминальной ситуации (месте происшествия, личности обвиняемого (обвиняемых), его действиях и поведении, поведении третьих лиц). Данные о взаимоотношениях потерпевшего с обвиняемым (обвиняемыми). |
|
Экспертиза по фактам гибели (самоубийства)
Объекты исследования | Вопросы |
---|---|
Любые источники информации, закрепленные в материалах дела, содержащие сведения:
Такими источниками информации могут быть:
|
|
Экспертиза по делам о возмещении морального вреда
Объекты исследования | Вопросы: |
---|---|
Личность потерпевшего (истца). |
|
Экспертиза по делам о признании недействительными сделок
Объекты исследования | Вопросы |
---|---|
Субъекты спорного правоотношения. |
|
Экспертиза по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей
Объекты исследования | Рекомендуемые вопросы: |
---|---|
Ребенок (дети). |
|
Специфика судебной психологической экспертизы состоит в ее общих и частных объектах и предметах. При назначении экспертизы требуется учитывать как процессуальное основание (необходимость применения психологических знаний), так и специальное (юридическую значимость устанавливаемых данных). Квалифицированную помощь при назначении экспертизы по конкретным делам, формулировании вопросов можно получить в лаборатории по тел. (495) 181 57 57 (2400), sple@sudexpert.ru
Психологическое исследование информационных материалов
Судебная психологическая экспертиза информационных материалов (СПЭ ИМ) – это одна из основных форм применения специальных психологических знаний в судопроизводстве, направление судебно-психологической экспертизы как раздела юридической психологии. Это также процессуальное действие, назначаемое в определенном законодательством порядке, проводимое специалистами в области психологии, которые дают заключение о коммуникативной либо социально-психологической направленности материала или коммуникативных действий участников коммуникации.
Основанием назначения СПЭ ИМ является необходимость в применении психологических знаний в целях установления фактов, имеющих значение для принятия решения по делу, которые относятся к содержанию и направленности информационных материалов. Именно содержание и направленность информационных материалов имеют значение для их правовой оценки. Роль судебной психологической экспертизы при расследовании преступлений, в том числе совершаемых с использованием информационных материалов, заключается в установлении фактов психологической природы, связанных с совершением коммуникативных (в том числе речевых) действий, что позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию, элементы объективной и субъективной сторон состава преступления. Этим результаты психологической экспертизы информационных материалов способствуют раскрытию и расследованию преступлений. В настоящее время потребность в психологическом исследовании информационных материалов возникает при расследовании различных преступлений: по делам, связанным с проявлением экстремизма и терроризма (ст. 280, 280.1, ч. 1 ст. 205.2, ст. 282 УК РФ), по делам о реабилитации нацизма (ст. 354.1 УК РФ), о совершении развратных действий с помощью Интернета (ст. 135 УК РФ), по делам о преступлениях коррупционной направленности (ст. 290, 291 УК РФ), о доведении до самоубийства (ст. 110 УК РФ) и склонении и побуждении к самоубийству (ст. 110.1, 110.2 УК РФ), рекламе и пропаганде наркотиков (ст. 6.13 КоАП РФ), пропаганде нацистской символики и атрибутики (ст. 20.3 КоАП РФ), пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних (ст. 6.21 КоАП РФ), о распространении информации, причиняющей вред здоровью несовершеннолетних (Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). По указанным и многим другим категориям дел назначается судебная психологическая экспертиза либо комплексная психолого-лингвистическая экспертиза.
По типу задачи судебной психологической экспертизы информационных материалов являются собственно диагностическими, при решении которых устанавливаются те особенности объектов, которые имеют юридическое значение:
- содержание (особенности отраженного в материале конфликта);
- коммуникативные намерения (интенции) участников коммуникации;
- социальные установки автора (проявляемые в коммуникативных действиях, в том числе особенности его групповой идентификации);
- психологическая направленность (формируемые: социальные представления, эмоционально-смысловое отношение, социальные установки и др.);
- экспертно-психологическое содержание юридических понятий (например, «возбуждение вражды», «унижение достоинства человека»);
- негативное психологическое воздействие (приемы и стратегии).
При определении вида экспертизы (лингвистической, психологической, психолого-лингвистической) целесообразно исходить из следующих положений, связанных с объемом специальных знаний экспертов разных специальностей.
Объектами лингвистической экспертизы являются сообщения, имеющие звучащую и/или визуальную форму, обязательной составляющей которых является речь на русском языке (устная или письменная), а также материалы, в которых имеется совокупность вербальной (словесной, речевой) и невербальной информации.
Объектом психолого-лингвистического исследования являются материалы, имеющие звучащую и/или визуальную форму (вербальная, невербальная информация или их совокупность). Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза должна быть назначена в следующих случаях:
- исследованию подлежат материалы, имеющие преимущественную невербальную составляющую,
- объект является полностью невербальным,
- при необходимости установления наличия/отсутствия не выраженных в речи (т.е. лингвистическими средствами) коммуникативных целей,
- при необходимости установления коммуникативной и социально-психологической направленности материала,
- при необходимости установления направленности материала на определенное воздействие на адресата.
Объекты и материалы
В Постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 года № 1 "О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности" и от 28 июня 2011 года № 11 " О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности" (в действующих редакциях) указано, что при решении вопроса о направленности действий лица, разместившего какую-либо информацию либо выразившего свое отношение к ней в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, на возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение достоинства человека либо группы лиц следует исходить из совокупности всех обстоятельств содеянного и учитывать, в частности, контекст, форму и содержание размещенной информации, наличие и содержание комментариев или иного выражения отношения к ней.
Материалы, направляемые на экспертизу, должны быть тщательно подготовлены, поскольку от качества подготовительной работы во многом зависят полнота и всесторонность исследования, надежность результатов. Ряд необходимых действий по подготовке материалов к исследованию может совершить только следователь (иной представитель органа, назначающего экспертизу), поскольку эксперт не вправе собирать материалы для исследования.
Объекты могут быть размещены их автором (или публикатором) в любом информационном пространстве, в том числе сети «Интернет». Для исследования они должны быть извлечены из этого пространства, зафиксированы на материальном носителе (на бумаге, на цифровых или оптических носителях) и осмотрены лицом, проводящим оперативные мероприятия, ведущим дознание или следствие. Эксперту должен быть предоставлен акт осмотра предметов или акт осмотра интернет-ресурсов, к которому должен быть приложен цифровой носитель информации с зафиксированными на нём объектами. В акте осмотра должно быть отражено, где объекты были обнаружены, как к ним получен доступ (каковы условия доступа, являются ли объекты общедоступными либо доступ к ним ограничен). Объект должен быть зафиксирован в контексте его употребления (размещения), например, вместе с сопровождающими его комментариями, подписями, публикациями или высказываниями других участников коммуникации, а также публикацией, послужившей информационным поводом, и др.).
Исследованию подлежат информационные материалы на русском языке, а также материалы, имеющие короткие словесные составляющие (слово, словосочетание) не на русском языке, значение которых общеизвестно либо известно экспертам и составляет их специальные или фоновые знания (например, «Heil Hitler», «All Cops Are Bastards», лозунг неонацистского идеолога Дэвида Лэйна: «We must secure the existence of our people and a future for White children», девиз расистов «White power», «Racial Holy War» и др.).
Если язык оригинального текста не является русским (нередко на исследование направляются звучащие тексты на узбекском, арабском, таджикском языках – в рамках расследования дел о вербовке террористов, а также тексты проповедей, содержащих оправдание терроризма и т.п.), то эксперту необходимо предоставить официально заверенный перевод текста. В таком случае будет исследоваться текст объекта в переводе (с указанием данных переводчика и источника перевода). Эксперт не может нести ответственность за правильность перевода, точность передачи значений используемых языковых средств.
Если исследованию подлежит текст (иной информационный материал), опубликованный в сети «Интернет», экспертам должно быть предоставлено изображение соответствующей Интернет-страницы (скриншота) с указанием даты и времени (момента фиксации), а также протокол осмотра предметов.
При наличии относящихся к тексту (материалу) ссылок, комментариев и др. их содержание также должно быть зафиксировано таким же образом.
При исследовании сайта или личного кабинета (аккаунта) пользователя экспертам должна быть предоставлена отображаемая на определенный момент времени веб-страница (страницы) с текстом и изображениями либо электронная копия содержимого веб-сайта на определенный момент времени с сохраненной внутренней структурой.
Учитывая изменчивость электронных объектов, таких как сайт, блог и др., электронных ресурсов и сервисов, содержащиеся на них письменные доказательства могут быть зафиксированы с помощью специалиста в области компьютерных или интернет-технологий и представлены экспертам в электронном виде.
Распечатка материалов (текстов, изображений), обнаруженных в сети «Интернет», представляется в виде скриншотов (снимков экрана) – изображений, полученных компьютером и показывающим в точности то, что видит пользователь на экране монитора. Помимо распечатки скриншоты должны быть представлены в цифровом виде, поскольку на бумажном носителе как правило качество отображения объекта и его контекста недостаточное для его полноценного восприятия экспертом.
Для экспертного исследования видеоматериалов требуется предоставить в распоряжение эксперта зафиксированный на цифровом носителе видеофайл, содержащий исследуемый объект, с изложением информации о коммуникативной ситуации, обстоятельствах распространения/размещения материала (скриншот интернет-страницы) и актом прослушивания и осмотра видеофайла с дословной письменной фиксацией устного текста.
Материалы, выявленные в сети «Интернет», сопровождаются в документе о назначении экспертизы названием, именем пользователя, указанием на автора (если имеется), сведениями о начале и окончании текста, адресом электронного ресурса (необходимо указать всю строку браузера), на котором обнаружен текст, а также полной даты (день, месяц, год) и времени обнаружения материала и его фиксации.
Если необходимо исследовать сообщения с различных форумов, блогов, чатов и др., предусматривающих ведение диалогов, полилогов, комментирования в рамках обсуждения различных тем, необходимо предоставить не только само сообщение, являющееся объектом исследования, но и другие сообщения данной темы. Это обусловлено тем, что спорный текст, как правило, является либо реакцией на реплику другого пользователя, либо сам формирует новый этап развития темы. В подобных случаях сообщения других пользователей рассматриваются экспертом как формирующие контекст, позволяющий корректно устанавливать смысловое содержание и целеустановку автора спорного текста. В целях определения достаточности той или иной информации для решения конкретных вопросов необходимо проконсультироваться с экспертом.
К участию в исследовании материалов религиозного характера как правило требуется привлечение религиоведа. Ввиду того, что религиоведческая экспертиза в федеральных бюджетных судебно-экспертных учреждениях Минюста России не предусмотрена Перечнем, эксперт-религиовед включается в состав комиссии экспертов по согласованию с органом, назначившим экспертизу, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Религиоведом материал оценивается с точки зрения принадлежности содержащихся в нем постулатов, догматов определенному учению, религии либо их соответствие нормам и ценностям той религии, от имени которой они транслируются; также в качестве объекта этой экспертизы могут выступать различные слова и выражения, значение которых недоступно для неспециалистов, соответствия текста догматам соответствующей религии. Случается, что на экспертизу направляются такие религиозные тексты, как Библия, Коран и др. священные книги либо их части, которые согласно ст. 3.1. Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ не могут быть признаны экстремистскими материалами.
При необходимости исследования информации, извлеченной из мобильных устройств, необходимо представить экспертам данные в удобном для просмотра и анализа виде (коммуникация должна быть представлена в хронологическом порядке и разделена по коммуникантам). Для этого может быть использован программный комплекс для извлечения и анализа данных из мобильных устройств и облачных сервисов «Мобильный Криминалист». Аналогичные требования относятся к форме представления информации, извлекаемой из личных переписок и чатов социальной сети «ВКонтакте».
При постановке вопросов к экспертам следует избегать формулировок «в представленных материалах», а конкретизировать объекты исследования либо сопровождать вопрос дополнительным (Если содержится, то в каких именно объектах?). Объекты должны быть конкретизированы (перечислены и поименованы) в документе, инициирующем проведение исследования или экспертизы.
Категория дела, по которому назначается экспертиза, и объекты | Вопросы |
---|---|
По делам, связанным с побуждением к самоубийству: Ст. 110.1 УК РФ. Склонение к совершению самоубийства. Содействие совершению самоубийства Ст. 110.2 УК РФ. Организация деятельности, направленной на побуждение к совершению самоубийства Объекты: Информационные материалы (публикации в Интернете, материалы коммуникации (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения) |
|
Ч. 1 ст. 205.1 УК РФ Ч. 1 ст. 205.2 УК РФ Содействие террористической деятельности (склонение, вербовка, вовлечение и др.) УК РФ Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества 1.1. Склонение, вербовка или иное вовлечение лица в деятельность экстремистского сообщества Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения) |
|
Ст. ст. 280 УК РФ Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности Ст. 280.1. УК РФ Ст. 20.3.2. КоАП РФ Публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, в том числе совершенные с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет") Объекты: Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Ст. 282 УК РФ Ст. 20.3.1. КоАП Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства Объекты: публикованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Ст. 354.1 УК РФ. Реабилитация нацизма Объекты: Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Ст. 20.3. КоАП. Пропаганда либо публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами Объекты: Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Ст. 6.21. КоАП. Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения) |
|
По делам, связанным с нарушением половой неприкосновенности несовершеннолетних с использованием ТКС «Интернет»: Ст. 132. Насильственные действия сексуального характера Ст. 133 УК РФ. Понуждение лица к действиям сексуального характера Ст. 135 УК РФ. Совершение развратных действий (с помощью сети Интернет) и др. Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения) |
|
Ст. 119 УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью Ст. 296 УК РФ. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования Угроза как способ совершения преступления, обстоятельство, отягчающее уголовную ответственность, квалифицирующий признак состава. Например, совершение деяния с угрозой применения насилия; угроза распространением нежелательных к огласке сведений при вымогательстве (ст. 163 УК РФ) и при принуждении к совершению сделки или отказу от её совершения (ст. 179 УК РФ). Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видеосообщения) |
|
По делам о преступлениях коррупционной направленности (исследование звучащей речи и видеозаписей коммуникации): Ст. 290, 291 УК РФ. Получение и дача взятки Ст. 163 УК РФ Вымогательство, и др. Объекты: Аудио- и видеофайлы, на которых зафиксирована подлежащая исследованию коммуникация |
|
Ст. 159 УК РФ Мошенничество Объекты: Информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы, в том числе публикации в Интернете, материалы коммуникации в социальных сетях, мессенджерах (сообщения (переписка), аудио- и видео-сообщения) |
|
П. 4 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» Объекты: Информационные материалы (тесты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Ст. 152. ГК РФ. Защита чести, достоинства и деловой репутации Объекты: Опубликованные информационные материалы (тексты, изображения, аудио- и видеофайлы) |
|
Исследование видеозаписей процессуальных и непроцессуальных действий Объекты: материалы дела (в том числе заключение комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы в отношении допрашиваемого (опрашиваемого)), видеофайлы, на которых зафиксировано подлежащее исследованию процессуальное или непроцессуальное действие |
|